В стрессовых ситуациях у нас возникает напряжение мышц. Это эволюционный механизм — бей или беги. Что может спасти человека или любое другое животное в опасной ситуации? Бег или нападение. И то, и другое требует мышечного напряжения.
Главная разница между человеком древним и современным в том, что первый этой реакцией «пользовался» — действительно бежал или дрался, в ходе чего мышечное напряжение снималось.
Но современный человек не так часто попадает в ситуации, когда ему необходимо напряжение мышц.
Однако мозг научен одинаково реагировать на любые ситуации опасности: будь то встреча с хищником или же выступление перед публикой.
Современный человек также испытывает мышечное напряжение в стрессовых ситуациях, но зачастую никак его не реализовывает
В итоге «современный» стресс приводит нас к напряжению, которое не снимается и образуется хроническое мышечное напряжение.
А оно в свою очередь может приводить к обратной ситуации: мозг получает сигнал от мышц, что они напряжены и делает вывод, что что-то не так — где-то рядом опасность
В результате мы попадаем в порочный круг.
И разорвать этот порочный круг как раз и помогает прогрессивная мышечная релаксация
Это техника, которая уменьшает уровень тревоги и стресса через напряжение, а затем расслабление мышц тела.
Методику разработал в еще 1920-х годах американский врач-физиолог Эдмунд Джекобсон.
Он занимался исследованием связи между психическим состоянием и мышечным напряжением.
В одной из своих первых работ Джекобсон измерял активность мышц при помощи электромиографии во время различных умственных процессов и обнаружил, что при наличии тревожных мыслей или эмоционального стресса мышцы начинают сильно напрягаться.
Ученый предположил: путем осознанного снижения мышечного напряжения можно уменьшить уровень тревоги и стресса
После этого Джекобсон провел еще ряд экспериментов, чтобы подтвердить свою гипотезу, и в 1938 году выпустил книгу «Прогрессивная Релаксация», где подробно описал свои исследования и данную технику.
В настоящее время релаксацию по Джекобсону используют во многих психотерапевтических подходах с доказанной эффективностью: когнитивно-поведенческой терапии, диалектической поведенческой терапии, терапии принятия и ответственности.